Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования: В настоящее время вопросы формирования и оптимизации предметно-развивающей среды в школьных образовательных учреждениях становятся всё более значимыми в контексте изменений социального и культурного окружения. Исследования показывают, что грамотно организованная предметно-развивающая среда играет ключевую роль в развитии когнитивных, социальных и эмоциональных навыков учащихся. Эффективно структурированное образовательное пространство способствует улучшению обучения и развития учащихся, что подтверждается трудами таких учёных, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, которые исследовали влияние внешней среды на образовательный процесс.
Проблема исследования: В настоящее время мало исследований сфокусировано на планировании уроков физической культуры, несмотря на значительный вклад предыдущих исследований в этой области. Это создает потребность в дополнительных исследованиях для оптимизации физического воспитания, особенно в контексте современных образовательных требований.
Объект исследования: Процесс физического воспитания учащихся в образовательной организации.
Предмет исследования: Методы и формы организации уроков физической культуры в школьной среде.
Цель исследования: Провести аналитический обзор и разработать методические рекомендации для оптимизации процесса физического воспитания в школах.
Задачи исследования:
1. Анализ существующих методов и форм физического воспитания.
2. Оценка эффективности применяемых практик.
3. Разработка рекомендаций по улучшению учебного процесса физического воспитания.
Методы исследования: Комбинация теоретического анализа научной литературы и практического исследования, включающего наблюдения, анкетирование и интервьюирование.
Структура исследования: Работа разделена на введение, три главы и заключение. Первая глава посвящена теоретическим основам, вторая - анализу существующих практик, третья - разработке и апробации методических рекомендаций. Завершает работу список использованных источников и литературы.
Научная новизна: проявляется в комплексном подходе к анализу и оптимизации предметно-развивающей среды, включающем разработку оригинальных методических рекомендаций, соответствующих современным требованиям образовательного процесса. Практическая значимость заключается в возможности использования результатов работы в школьной практике для повышения качества образования и эффективности обучения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДМЕТНО РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ
1.1. Понятие и функции предметно развивающей среды в физическом воспитании
Концептуализация предметно-развивающей среды, рассматривается как интегрированная часть универсального пространства, оказывающего стимулирующее воздействие на активное двигательное поведение ребенка, его вовлеченность в жизненный процесс и восприятие социокультурных особенностей, которыми данная среда пронизана. В соответствии с подходами М.Н. Поляковой [4], предметно-развивающая среда рассматривается как культурный продукт человеческой и педагогической активности, который отражает модель человеческого бытия и его отношение к реальности.
Человек, активно взаимодействуя с окружающей средой, осуществляет ее освоение и в то же время реализует самопознание, создавая различные формы материализации социокультурного опыта. Это охватывает как физические объекты (например, архитектуру), так и более абстрактные формы (традиции, обычаи, язык), позволяющие индивиду отразить себя в культурных символах.
Многофункциональность предметного мира простирается от этнографического до социально-нравственного аспектов, обладая целым набором характеристик, таких как форма, размер, цвет и материал, которые в совокупности представляют целостность человеческой личности, его эмоции, знания и поведение. Подходы О.В. Дыбиной [1], М.И. Богомоловой, С.А. Козловой и Т.С. Комаровой подчеркивают важность воспитательного и образовательного потенциала предметной среды.
Данные объекты становятся воплощением человеческих усилий, знаний, вкусов и потребностей, исторически накопленных многими поколениями, и таким образом приобретают статус человеческих предметов, через которые личность может выразить свою индивидуальность.
Социальные и культурные коды, включая отношения, возникающие в ближайшем окружении (семья, образовательная среда), а также базовые культурные архетипы (фольклор, традиции, обычаи), являются ключевыми для активации предметно-развивающей среды и ее ритмичности, что подчеркивается через игровую деятельность.
Работы Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой и Н.Т. Сакулиной показывают, что дети на сенсорном уровне знакомятся с окружающими предметами, а исследования Л.С. Выготского, С.Л. Новоселовой и Н.Н. Поддьякова раскрывают мыслительные процессы, лежащие в основе этого взаимодействия.
Конструирование культуросообразной предметно-пространственной среды обусловлено рядом фундаментальных условий, обусловливающих ее эффективность в рамках физического воспитания:
1. Визуально выразительная интеграция предметных элементов, иллюстрирующих ценностные аспекты физической культуры.
2. Интеграция элементов реального и мифологического мира, проявляющих коллективные представления о физическом совершенстве и здоровом образе жизни.
3. Обогащение среды артефактами народной культуры, воплощающими опыт саморазвития и самосохранения.
4. Гармоничное сосуществование структурированных и открытых пространств, способствующих саморегулируемой физической активности ребенка.
5. Наполнение пространства знаками и символами, стимулирующими формирование образного восприятия здоровья.
6. Включение народной игры в качестве феномена физической культуры.
7. Присутствие физических культурных ценностей и их антитез.
Проектирование такой среды происходит на основе принципов, разработанных учеными В.Т. Кудрявцевым, И.Э. Куликовской, В.А. Петровским, Р.М. Чумичевой, и включает в себя [3]:
• Интеграцию человека и природы, подчеркивающую необходимость ведения здорового образа жизни в соответствии с природными законами.
• Глобальный взгляд на здоровье, признающий единство и целостность человеческого организма.
• Слияние народной игры и форм искусства, передающее способы самоидентификации и саморазвития.
• Автономию и активность, дающую возможность ребенку самостоятельно формировать и адаптировать свое представление о здоровье.
• Гуманитарный подход, акцентирующий внимание на человекоцентрическом содержании среды.
• Учет половых и возрастных различий, отражающих индивидуальные особенности каждого ребенка.
• Ценностный подход, обеспечивающий признание и интеграцию культурных ценностей в образовательный процесс.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Дыбина О.В. Формирование творчества у детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с предметным миром: автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М., 2008. – 45 с.
2. Змановский Ю.Ф. Воспитаем детей здоровыми. – М.: Медицина, 2005. – 183с.
3. Кудрявцев В.Т., Егоров Б.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-методическое пособие. – М., 2007. – 238 с.
4. Полякова М.Н. Создание моделей предметно-развивающей среды в ДОУ. – М.: Центр педагогического образования, 2008. – 176 с.
5. Рыжова Н.А. Развивающая среда дошкольных учреждений (Из опыта работы). – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007. – 192 с.
6. Чернышенко Ю.К. Научно-педагогические основания инновационных направлений в системе физического воспитания детей дошкольного возраста: дисс. … докт. пед. наук. – Краснодар, 2006. – С. 112-140.
7. Буре, Р. С. Воспитатель и дети [Текст] / Р. С. Буре, Л. Ф. Островская – М. : Просвещение, 1979. – 144 с.
8. Дыбина, О. В. Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в детском саду [Текст] : методическое пособие / О. В. Дыбина, Л. А. Пенькова, Н. П. Рахманова – М. : ТЦ Сфера, 2015. – 128 с.
9. Монтессори, М. Дети – другие [Текст] / Мария Монтессори ; перевод с нем. Н. Нефедововой / c комментариями К. Е. Сумнительного. – М. : Карапуз, 2012. – 336 с.
10. Новоселова, С. Л. Развивающая предметная среда [Текст] : методические рекомендации по проектированию вариативных дизайн-проектов развивающей предметной среды в детских садах и учебновоспитательных комплексах / С. Л. Новоселова. – М. : Центр «Дошкольное детство» им. А. В. Запорожца, 2001. – 74 с.
11. Поддьяков, Н. Н. Мышление дошкольника [Текст] : монография / Н. Н. Поддьяков. – М. : Педагогика, 1977. – 272 с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Приказы и письма Минобрнауки РФ [Текст] : офиц. текст. – М. : ТЦ «Сфера», 2016. – 96 с.
13. Хармс, Т. ECERS. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях [Текст] / Тельма Хармс, Ричард М. Клиффорд, Дебби Крайер ; перевод с англ. И. Облачко, Е. Федосова ; перераб. изд. – М. : Национальное образование, 2016. – 136 с.
14. Красикова А. С. Профилактика лечения плоскостопия. – М., 2002.
15. Холодов Ж. К., Кузнецов B. C. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. – М.: Изд. центр «Академия», 2000.
16. Кардашенко В. Н., Стромская Е. П., Кондакова-Варламова Л. П. Гигиена детей и подростков: учеб. / под ред. В. Н. Кардашенко. – М.: Медицина, 1988.
17. Щетинина Светлана Юрьевна. "Социально-педагогические факторы физкультурно-спортивной среды, способствующие повышению эффективности физического воспитания в общеобразовательной школе" Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта, №. 6 (88), 2012, стр. 133-139.
18. Лубышева, Л. И. Ценности физической культуры в здоровом стиле жизни / Л. И. Лубышева, В. К. Бальсевич // Материалы международной конференции «Современные исследования в области спортивной науки». С.-Петербург, НИИФК, 1994. – С. 57–59.
19. Гаврилик, М. В. Социальнопедагогические условия удовлетворенности студентов физическим воспитанием / М. В. Гаврилик // Вестник Могилевского гос. унив-та им. А.А. Кулешова. – 2019. – № 1 (53). – С. 40–45.
20. Гаврилик, М. В. Организационные основы интегрированной физкультурноспортивной среды и эффективность физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик// Вестник Полесского государственного университета. Серия общественных и гуманитарных наук. – Пинск: ПолесГУ, 2019, – №2–С. 48-54.
21. Гаврилик, М. В. Поиск путей повышения эффективности физического воспитания студентов / М. В. Гаврилик // Здоровье для всех. – Пинск: ПолесГУ, 2016. – № 2. – С. 21–24.
22. Коледа, В. А. Основы физической культуры: yчеб. пoсoбиe / В. А. Коледа, В. Н. Дворак. – Mинск : БГУ, 2016. – 191 с.